В США умерла 100-летняя танцовщица Анна Халприн

24 мая не стало известной американской танцовщицы, хореографа, новатора в стиле постмодерн Анны Халприн. Она утверждала, что понимание своего тела в движении дарует человеку исцеление и долголетие. 100-летняя знаменитость умерла естественной смертью у себя дома.

Анна Халприн (Ханна Дороти Шуман) родилась в еврейской семье 13 июля 1920 года в американском городе Виннетка. Всего в 4 года мать отвела девочку в балетную школу. В подростковом возрасте она увлекалась техникой Айседоры Дункан и Рут Сен-Дени. В 1938 году Анна поступила в Университет Висконсина, ее наставницей стала Маргарет Х’Дублер, которая подчеркивала необходимость найти свой собственный стиль. Тогда Халприн в поисках способа самовыражения прибегла к импровизации.

В студенческие годы девушка познакомилась с будущим супругом — ландшафтным архитектором Лоуренсом Халприном. После Второй мировой войны мужу Анны предложили хорошую работу в Сан-Франциско. Сама же танцовщица поначалу не знала как реализовать свой талант в новом городе. Тогда Лоуренс построил для нее во дворе площадку для танцев. Сперва она занималась там сама, но вскоре у нее появились ученики. В 1959 году Анна основала собственную Мастерскую Танцоров. Вместе с ней там преподавали Триш Браун, Симон Форти, Ивонн Райнер. Она желала отойти от классических канонов и дать танцорам возможность искренне выражать свои чувства и порывы в движении. Этим Халприн дала начало новому течению танца постмодерн. Параллельно Анна никогда не покидала сцены, продолжала выступать в разных пьесах. Была постановщиком невероятных танцевальных спектаклей. В 1965 году представила скандальное шоу «Парады и перемены», в котором артисты, танцуя, раздевались догола. Вскоре спектакль запретили, а его участников приказали арестовать. Для проекта «Церемония нас» Анна собрала на одной сцене чернокожих и белых танцоров, что в конце 60-х стало вызовом системе. Халприн настаивала, что человек должен понимать свое тело. Она разработала групповую программу «Ритуалы движения», целью которой было осознание, так званых, кинестетических чувств, того, как человек понимает свои движения работая в группе.

В начале 1970-х Халприн заболела раком. Ей удалось добиться ремиссии. По словам самой танцовщицы, излечили ее именно танцы. Поэтому она разработала специальную программу для больных раком и СПИДом. В 1978 году вместе с дочерью основала Институт Тамальпы, как учебный филиал Мастерской танцоров. Написала множество статей о зависимости исцеления от движения. Издала три книги, которые стали довольно популярными. Последняя «Making Dances That Matter: Resources for Community Creativity» вышла в 2019 году и написана в соавторстве с психотерапевтом Рэйчел Каплан.

«Это книга о создании танцев, которые имеют значение для людей в их реальной жизни, используя танец как средство социальных изменений и устойчивости сообщества…», — говорила про свою работу Халприн.

Последние годы своей жизни танцовщица полностью посвятила помощи больным. В 1987 году ее пригласили работать в Центр поддержки и обучения онкологов для работы с больными раком. Она подчеркивала, что для нее танец уже давно не развлечение, а способ решения жизненных проблем.

Liza Banko